Влияние снижения слуха на социальное и познавательное развитие детей
обуславливает специальное
коррекционное обучение, которое строится с учетом особенностей психического и слухо-речевого
развития детей с недостатками слуха, Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об
окружающем мире, накопление средств
взаимодействия с детьми и взрослыми.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс
речевого развития детей предполагает овладение языком в разных условиях и при
использовании разнообразных форм организации деятельности детей. Содержание работы определено таким образом, что их жизнедеятельность детей тесно
переплетена и с задачами формирования речи.
Первоначально практическое овладение бытовыми предметами и действиями
в процессе выполнения различных режимных моментов (умывания, одевания,
приёма пищи и др.)
предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое
ситуативное усвоение позволяет ребенку
понимать и пользоваться ими в повторяющихся типичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и
специальной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и
практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном значении.
Другим условием накопления и активизации
слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра,
изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе
целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом,
необходимым для обозначения предметов и действий, характерных для определенной
деятельности, например, игровой или трудовой.
Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их
необходимость для общения детей между собой
и со взрослыми в процессе деятельности. Особое значение для познавательного
развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет
формировать представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием детей:
они узнают слова и фразы, нужные для
обозначения свойств, качеств, особенностей
применения разнообразных предметов, условий жизни животных и человека.
Использование тематического принципа
в ознакомлении с окружающим позволяет
в дальнейшем активизировать и систематизировать этот материал на
занятиях по развитию речи при знакомстве с
соответствующими темами.
Важнейшим условием развития детей с нарушенным слухом
является организация специальных занятий, где целенаправленное
планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:
—закрепить, систематизировать
тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в
играх,
труде, рисовании, ознакомлении с окружающим
миром и
др.);
—обогащать словарь
детей новыми словами и выражения
ми,
проводить целенаправленную работу над их значениями;
—формировать разные
виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие,
говорение и дактилирование,
глобальное и аналитическое чтение, письмо,);
—развивать связную
речь детей, прежде всего разговорную, а также описательно-повествовательную.
При формировании нравственных представлений или норм поведения
используются разные методы. К ним можно отнести:
подражание речи взрослого,
выполнение речевых действий по образцу,
дидактические игры и упражнения,
использование естественных ситуаций,
преднамеренное создание ситуаций,
специальные речевые упражнения,
драматизацию сюжетов,
работу с книгой и др.
1 год
обучения.
Работа
над словом в связи с уточнением
представлений и формированием культурно-гигиенических понятий
Иметь представление о себе (находить свою
фотографию, знать свое имя,. уметь его самостоятельно воспроизводить); прочитав
названия по табличке, уметь показать части тела (руки, ноги, голова), лица
(нос, лоб), головы (уши) и др.; знать людей, окружающих ребенка, товарищей по
группе (имена), педагога, воспитателя» няню (только их имена в сочетании со
словом «тетя»), родных: маму, папу, сестру, брата (только имена без слов «сестра»,
«брат»); находить по именам соответствующую фотографию.
Различать по табличкам названия
помещений: групповая, спальня, туалет; частей комнаты: пол, потолок, окно,
дверь; предметов обстановки: стол, стул, шкаф, буфет; различать игрушки: мяч,
авто, кукла, мишка, юла, шар; знать посуду: чашка, ложка, тарелка; различать
одежду: лифчик, рубашка, платье, штаны, кофта, бант, ботинки, шапка, пальто;
знать пищу (дети должны различать не менее 5—6 названий блюд): хлеб, суп,
каша, молоко, чай, компот; различать по внешнему виду, запаху, вкусу овощи
(морковь, капуста, лук), фрукты (яблоко, груша); различать животных: кошку,
собаку; различать цвета: зеленый, красный; действия: идти — иди, встать —
встань, сесть — сядь, бежать — беги, показать— покажи, дать — дай, взять —
возьми, рисовать— рисуй, лепить —лепи; дети должны уметь с помощью
воспитателя определять погоду, выбирая из двух предложенных табличек нужную:
дождь, снег, солнышко.
2 год обучения.
Воспитание
культурно-гигиенических навыков,
трудолюбия, самостоятельности
Полученные на первом году воспитания
элементарные навыки закреплять в процессе повседневной жизни ребенка. К концу
года дети должны усвоить навыки поведения и соответствующие слова во время
проведения различных режимных моментов:
Сидеть спокойно за столом, не отвлекаться,
не мешать другим; есть самостоятельно, не спеша, хорошо пережевывая пищу,
аккуратно; держать чашку и пить из нее; держать правильно ложку правой рукой;
самостоятельно вытирать рот салфеткой, доставать ее и класть на место;
полоскать рот после еды, горло на ночь; выходя из-за стола, благодарить.
(Встань,
иди, сядь, ешь, пей, вытри губы салфеткой, дай, на, спасибо, задвинь стул,
хлеб, суп, молоко, компот, каша и другие названия блюд до 30.)
Самостоятельно снимать белье, платье, обувь
в определенной последовательности, ставить обувь на место, надевать белье,
платье, обувь с помощью взрослых, помогать друг другу застегивать пуговицы;
замечать непорядок в одежде своей и товарища (спущенный чулок, оторванную
пуговицу) (надень, сними, пальто, платок, туфли и еще 3—4 других
названия своей одежды, развяжи, завяжи).
Мыть лицо и руки, не обливаясь,
самостоятельно засучивать рукава; самостоятельно вытирать лицо и руки своим
полотенцем (к концу II квартала).
Содержать руки и лицо в порядке, следить за опрятностью в одежде. Замечать
грязное лицо и руки у товарищей (засучи рукава, мой*, вытри, чистый,
грязный, сам, сама, можно в туалет?).
Дети должны помогать воспитательнице
выносить игрушки на прогулку и убирать их, не сорить «а участке, вытирать ноги
при входе в помещение (идите гулять, возьми игрушки, идите домой (с
тетей в группу),
Сам(а), помоги, холодно, тепло, молодец).
Дети должны спокойно сидеть на занятиях,
соблюдать правильную осанку, внимательно смотреть, сосредоточиваясь. Следить за
ответом товарища.
3 год обучения.
Воспитание трудолюбия,
самостоятельности, культурно-гигиенических навыков, вежливости
Дети должны приветливо здороваться со
взрослыми и с другими детьми, прощаться; не вмешиваться в разговор старших, не
перебивать говорящего, вежливо. выражать просьбу, поблагодарить после еды за
оказанную услугу; входя в помещение, вытирать ноги, зимой обметать с обуви снег;
пользоваться носовым платком; при кашле, чихании закрывать рот, отворачиваться в
сторону; знать, где и в каком порядке хранятся игрушки, строительный материал;
не сорить.
Под наблюдением
воспитателя дети должны уметь поддерживать порядок в групповой комнате и на участке,
принимать участие в их уборке: стирать влажной тряпкой пыль, ставить на место
стулья, мыть игрушки, приводить в порядок стол после занятий.
Дети дежурят:
расставляют тарелки, раскладывают ложки, 'вилки, приносят и убирают пособия и
материалы, поливают комнатные растения, кормят животных в уголке живой природы
и ухаживают за ними. На участке зимой и осенью вместе с воспитателем убирают
снег, листья.
Слова и
словосочетания. Ешь аккуратно! Жуй не спеша. Бери понемногу. Полощи рот.
Зашнуруй ботинки. Порядок. Беспорядок. Отряхни пальто. Вытри ноги. Отвернись.
Убери на место. Дежурный(ая), расставь тарелки, разложи вилки, ложки. Полей
цветы. Накорми кролика. Собери листья.
4
год обучения.
Воспитание
самостоятельности, вежливости, культурно-гигиенических навыков
Дети должны вежливо и без напоминания здороваться
и прощаться со всеми взрослыми; разговаривая, смотреть в лицо говорящему;
выслушивать взрослого внимательно, благодарить после еды и за оказанную услугу;
приветливо разговаривать друг с другом; не вмешиваться в разговор взрослых, не
перебивать их; заботиться о маленьких; проявлять к ним сочувствие (оказать
помощь при одевании и раздевании, занять игрушкой, поиграть); выполнять просьбу
взрослого охотно, без напоминания.
Воспитатель
следит за тем, чтобы дети поддерживали чистоту и порядок костюма, прически;
умели устранять непорядок сами или, если им это не под силу, просить взрослых
помочь; пользовались носовым платком; входя в помещение, вытирали ноги, а зимой
сметали снег.
Все дети должны
научиться стирать пыль с игрушек, пособий, строительного материала, мыть
игрушки, стирать и гладить кукольное белье, пришивать пуговицы к кукольной
одежде, участвовать в уборке групповой комнаты.
Слова и
словосочетания: пожалуйста, извини(те), приведи в порядок (себя, уголок),
поставь, положи (на место) игрушки, стирай, гладь.
5
год обучения.
Воспитание трудолюбия, самостоятельности,
культурно-гигиенических навыков
На основе усвоения культурно-гигиенических
навыков дети должны уметь словами связно рассказывать о проделанной работе в
связи с выполнением режима.
Литература.
Носкова Л.П. Методика
развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студ. –М.,
«ВЛАДОС», 2004.-344с.
«Программа воспитания и
обучения глухих детей дошкольного возраста» под ред. Б.Д. Корсункой -М., 1964.
|