Полноценный
слух позволяет ребёнку полностью воспринимать как устную речь, так и всю гамму звучания окружающего мира. Сниженный слух в
той или иной степени ограничивает возможности восприятия. У детей с нарушением
слуха, безусловно, возникают проблемы в слуховом
восприятии не только устной речи, но и они плохо воспринимают неречевые
звуки и не опираются на них в своей
деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации
звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует
правильной ориентировке в пространстве, приводит зачастую к несчастным
случаям. В связи с этим постоянно требуется помощь и поддержка. Именно поэтому,
такое важное значение, приобретает
целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у такой категории
детей.
Настоящая статья посвящена вопросу изучения
возможностей восприятия на слух дошкольниками с разным снижением слуха
неречевых звучаний – музыки, шумов, голосов природы. В связи с этим была
поставлена задача выявить возможности восприятия неречевых звучаний детьми,
имеющие нарушения слуха (2 отделение). Кроме того, ставилась задача пересмотра
содержания работы по РСВ с целью углубления и расширения материала.
Изучение проводилось в три этапа:
-
выявление навыков восприятия неречевых звучаний;
-
обучение восприятию неречевых звучаний на слух;
-
контроль степенью овладения навыками восприятия на слух неречевых звучаний.
Составлена таблица, которая заполняется на
каждого ребёнка и ведётся до окончания пребывания ребёнка в дошкольном
учреждении. См. таблицу 1.
Обучение
ведётся по нескольким направлениям, но я хочу остановиться более подробно на
обучении восприятию шумов и
голосов природы.
Одной
из задач обучения было расширение возможностей дошкольников в восприятии
различных шумов, что должно было способствовать их более свободной ориентации и
формированию адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Всё разнообразие шумов условно было
сгруппировано следующим образом:
1. Бытовые шумы – бытовая техника (пылесос, часы, радио,
будильник, телефон, звонок), стук, скрип двери, переливание воды, звук летающих
насекомых (жук, муха, комар);
2. Физиологические шумы – кашель, смех, плач, чихание;
3. Шум города – шумы транспорта (автомобиль, поезд,
самолёт, грузовик, мотоцикл), сигналы городского транспорта, звук тормозящей
машины;
4. Шумы, связанные с явлениями природы – гром, ветер,
капель, звук водопада и ручья, дождь;
5. Шумы военной тематики – стрельба (пистолет, пулемёт,
пушка), звуки движущейся техники (танк, самолёт), марширующая пехота, атака.
Почти
все дети с интересом принимают этот материал, реагируют на предъявленные шумы,
воспринимаемые с помощью индивидуальных
слуховых аппаратов. Но большинство затруднялись в предъявлении предмета или картинки с изображаемым
явлением. Дети с III степенью тугоухости хорошо воспринимают
тиканье часов, пылесос, телефон, переливание воды, звуки насекомых, у
дошкольников, имеющих IV степень тугоухости, глухоту, эти показатели были
значительно хуже.
Во время
работы над восприятием звучаний, связанных с эмоциональными и
физиологическими состояниями дети лишь в
отдельных случаях смогли узнать данные шумы. Воспроизведение шумов самими
детьми сопровождалось определёнными
трудностями. Дети не могли рассмеяться и чихнуть, зато кашлять и плакать
получалось хорошо. Создание непринужденной атмосферы, наличие видеоматериалов
по теме позволяет приблизить восприятие таких шумов к норме. Дети учились
воспринимать смех, плач, и т д с
нескольких источников, успешно распознавали шумы, воспроизводили уже самостоятельно.
Следующий момент состоит в предъявлении шумов города. В изолированном
варианте дети познакомились с шумами транспорта, но в общей гамме городского
шума затрудняются выделить те или иные
звучания, особенно восприятие шума проезжающих машин, автобусов, мотоциклов.
Шумы предъявляются в аудиозаписи, презентации, видеосюжеты для восприятия и
прослушивания с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
На
фронтальных занятиях я знакомлю детей с
шумами природы. Почти все дети (IV степень тугоухости, глухота) не владеют навыками
восприятия данных шумов. При усилении звучания воспринимают и опознают дождь, завывание ветра, шум воды. При
восприятии общей гаммы звучаний, например- «Прогулка в лесу»,- выделяют
звучания пения птиц, шум проезжающего вдалеке транспорта (поезд),затрудняются в
опознавании звука дождя и ручья.
Как
показали наблюдения, навыки восприятия у детей с нарушением слуха шумов военной
тематики недостаточно сформированы. В домашних условиях дети смотрят
телепередачи, среди которых бывают фильмы военного содержания, однако при
предъявлении шумов этой категории дети
испытали ряд трудностей. В процессе обучения
дети распознавали шум стрельбы, производили игровые действия.
В работе по
закреплению навыков восприятия шумов принимают активную позицию воспитатели и
родители воспитанников, которые во время прогулок обращают внимание детей на
проезжающие мимо автомобили, скрип снега и т д. Регулярно проводятся консультации с
родителями, в которых поясняется на какие неречевые звучания следует обратить
внимание детей, когда они находятся дома.
Во внеурочное время также обращается внимание
на голоса животных и птиц. На фронтальных и индивидуальных занятиях ведётся
работа по обучению восприятия голосов и
расширения базы воспринимаемых звучаний. Однако, обучению предшествовала
проверка имеющихся навыков восприятия
голосов птиц, животных с помощью звукоусиливающей аппаратуры коллективного и
индивидуального пользования. Все поступившие дети не распознавали голоса птиц,
животных (даже голосов собаки и кошки). Это,
видимо происходит потому, что слухопротезировали поступивших детей накануне поступления в дошкольное учреждение.
По опросу родителей, дети, которым чуть
раньше были приобретены слуховые аппараты долгое время отказывались их носить.
В процессе обучения дети учились
воспринимать и различать голоса домашних животных и птиц с аудиозаписи, звукоподражания.
Следует отметить, что показатели восприятия голосов с аудиозаписи были заметно
ниже, чем при звукоподражании.
Обучение
восприятию звукоподражаний голосам животных и птиц проводилось в форме игр:
«Кто там?», «Кто я?», Кто пришёл в гости?».
«Кто я?» - Дети становятся полукругом. Сначала педагог демонстрирует звукоподражание и
спрашивает: «Кто я?». Дети отвечают или
находят соответствующую табличку название животного или птицы. Потом ведущим
может быть ребёнок.
«Кто там?» - один из участников прячется за ширму (дом). Дети спрашивают: «Кто
там?», участник за ширмой воспроизводит звукоподражание, остальные воспринимают
звукоподражание, определяют и называют.
«Кто пришёл в гости?» - Педагог за
воспроизводит звукоподражание
дети воспринимают, определяют, находят заданное и выставляют игрушку на стол.
При
обучении восприятию голосов птиц расширяется
материал за счёт знакомства с
голосами ранее незнакомых им птиц - соловья, чайки, воробья, совы.
Материал по данной теме предъявляется в виде видеосюжетов, аудиозаписей,
презентаций, звукоподражаний.
Фронтальные занятия в кабинете
сурдопедагога включали в себя и
восприятие голоса: женского, мужского и детского. Звучания предъявлялись на
аудиозаписи. «Изучаем английский язык» Детям было предложено определить, кто
говорит: мужчина(дядя), женщина (тётя) или ребёнок. Также в работе были
использованы аудиозаписи песен в исполнении мужчины, женщины и ребёнка. Дети
воспринимают и успешно определяют, кто говорит или поёт.
Развитие слухового восприятия звучаний игрушек и музыкальных инструментов
включает в себя следующие направления:
- узнавание звучания игрушек и музыкальных
инструментов;
- различение на слух звучания: музыки и пения, , оркестрового, хорового,
сольного исполнения; музыкальных ритмов (вальс, марш, полька), долготу,
слитность, темп, громкость, высоту, ритм звучаний;
- определение количества звучаний, направления звука.
При
обучении восприятию звучаний музыкальных игрушек и инструментов также была
проведена проверка навыков восприятия и
узнавания звучания. Дети при
поступлении в дошкольное учреждение в
большинстве затруднялись в восприятии
барабана и дудки, а на звучание металлофона и шарманки вообще не давали
реакцию. Оптимальной формой проведения
таких занятий была игра «Что звучит?».
Далее дети с удовольствием играют на музыкальных
игрушках, соблюдая ритм звучания. На занятии это игра «Оркестр», где
воспитанники не только закрепляют умение воспроизводить звучание, но и
развивают внимание, пристально следят за дирижером.
Следующим
этапом было обучение восприятию звучаний отдельных музыкальных инструментов
ранее детям не известных – баяна, скрипки, трубы, гитары, балалайки, арфы.
Сначала предлагается для восприятия акустически резко противопоставленные
музыкальные инструменты: труба и скрипка;
труба, скрипка и
гитара;
затем баян, труба, скрипка и гитара. В дальнейшем задача усложняется - дети приступают к тренировке восприятия
только струнных инструментов: гитара и балалайка, скрипка и арфа, При обучении
широко используются презентации и
видеосюжеты с изолированной демонстрацией игры на отдельно взятом музыкальном
инструменте. Дети с удовольствием дополняют своё восприятие звучаний имитацией
игры на заданном инструменте. Затем дошкольники знакомятся со звучанием
оркестра, учатся воспринимать и отличать
звучание оркестра от солирующего
инструмента. При этом педагог учит детей узнавать звучание отдельных
инструментов в оркестре. Приобретённые навыки закрепляются на музыкальных
занятиях.
На фронтальных занятиях дети также
овладевают навыками различения музыкальных ритмов – вальс, марш, полька. Так же
я усложняю материал восприятием знакомых
детям песен про осень, зиму, весну, маму , а также знакомых танцев,
исполняемые детьми: цыганочка, твист и т д. Дети воспринимают знакомый
музыкальный ритм, соотносят с изображением или табличкой названием заданной
песни.
Для эффективной работы по развитию слухового
восприятия необходимы условия:
-
наличие
звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования;
-
развитие
слухового восприятия осуществлять в ходе
образовательно-коррекционной работы;
-
наличие богатой
материальной базы (разнообразные музыкальные игрушки, ширма, аудиозаписи,
техника);
- тесная взаимосвязь сурдопедагога,
музыкального работника, воспитателей и родителей.
База
звукового материала,
предъявляемая детям, формируется
несколькими путями:
-записывается на диктофон и оформляется в виде
звуковых файлов;
-
подборка материала с аудиозаписи музыкальных композиций;
-
адаптация презентаций с Интернета для
восприятия детьми, имеющих нарушения слуха;
-
подборка видеосюжетов по темам.
Приобретённые детьми навыки обязательно должны
закрепляться. Следовательно, систематическая работа на занятиях по развитию
слухового восприятия с детьми, имеющих нарушения слуха позволяет им вполне
успешно овладевать навыками восприятия неречевых звучаний, что даёт возможность
лучше ориентироваться в окружающем мире.
Таблица 1.
Обучение восприятию неречевых звучаний
Обучение и восприятие музыки
|
Обучение и восприятие
шумов
|
Обучение и восприятие
голосов природы
|
|
Предъявляемые
звучания
|
Наличие
навыка до / после
|
Предъявляемые звучания
|
Наличие
навыка
до / после
|
Предъявляемые звучания
|
Наличие
навыка
до
/после
|
|
Музыкальные
игрушки:
Барабан
Бубен
Дудка
Гармоника
Металлофон
Шарманка
Ксилофон
|
|
|
Бытовые
шумы:
Стук
Пылесос
Телефонный
звонок
Будильник
Скрип
Насекомые
Переливание
воды
|
|
|
Звукоподражания:
Собака
Кошка
Корова
Коза
Свинья
Лошадь
Мышка
Баран
(овца)
Петух
Курица
Утка
Гусь
Индюк
Кукушка
Ворона
Чайка
Воробей
Сова
Лягушка
Змея
Ёжик
Волк
|
|
|
|
Музыкальные
инструменты:
Баян
Труба
Скрипка
Балалайка
Гитара
Арфа
Фортепиано
|
|
|
Физиологические
шумы:
Смех
Плач
Чихание
Кашель
|
|
|
|
Шумы
города:
Автомобиль
Мотоцикл
Грузовик
Поезд
Самолёт
Сирена
Тормоза
|
|
|
|
Вокальная
музыка:
Соло
Хор
Песня
Частушка
Танец.
|
|
|
|
Аудиозапись:
Голоса
животных
Голоса
птиц
Голоса
людей
|
|
|
|
Явления
природы:
Раскаты
грома
Сильный
ветер
Дождь
Ручей
|
|
|
|
Оркестры:
Народных инструментов
Симфонический
Инструментальный
ансамбль
|
|
|
|
Военная
тематика:
Движение
танков
Марш
пехоты
Стрельба
|
|
|
|
|