Мой cурдокабинет
Среда, 15.05.2024, 13:34
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение детей с нарушением слуха восприятию неречевых звучаний на фронтальных занятиях по РСВ.

      Полноценный слух позволяет ребёнку полностью воспринимать как устную речь, так и всю гамму   звучания окружающего мира. Сниженный слух в той или иной степени ограничивает возможности восприятия. У детей с нарушением слуха, безусловно, возникают проблемы в  слуховом  восприятии не только устной речи, но и они плохо воспринимают неречевые звуки и не опираются  на них в своей деятельности. Они испытывают большие трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует  правильной ориентировке в пространстве, приводит зачастую к несчастным случаям. В связи с этим постоянно требуется помощь и поддержка. Именно поэтому, такое важное  значение, приобретает целенаправленная работа по развитию слухового восприятия у такой категории детей.

      Настоящая статья посвящена вопросу изучения возможностей восприятия на слух дошкольниками с разным снижением слуха неречевых звучаний – музыки, шумов, голосов природы. В связи с этим была поставлена задача выявить возможности восприятия неречевых звучаний детьми, имеющие нарушения слуха (2 отделение). Кроме того, ставилась задача пересмотра содержания работы по РСВ с целью углубления и расширения материала.

     Изучение проводилось в три этапа:

- выявление навыков восприятия неречевых звучаний;

- обучение восприятию неречевых звучаний на слух;

- контроль степенью овладения навыками восприятия на слух неречевых звучаний.

 

 Составлена таблица, которая заполняется на каждого ребёнка и ведётся до окончания пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. См. таблицу 1.

 

     Обучение ведётся по нескольким направлениям, но я хочу остановиться более подробно на обучении восприятию шумов и   голосов  природы.

     Одной из задач обучения было расширение возможностей дошкольников в восприятии различных шумов, что должно было способствовать их более свободной ориентации и формированию адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

 

     Всё разнообразие шумов условно было сгруппировано следующим образом:

1.     Бытовые шумы – бытовая техника (пылесос, часы, радио, будильник, телефон, звонок), стук, скрип двери, переливание воды, звук летающих насекомых (жук, муха, комар);

2.     Физиологические шумы – кашель, смех, плач, чихание;

3.     Шум города – шумы транспорта (автомобиль, поезд, самолёт, грузовик, мотоцикл), сигналы городского транспорта, звук тормозящей машины;

4.     Шумы, связанные с явлениями природы – гром, ветер, капель, звук водопада и ручья, дождь;

5.     Шумы военной тематики – стрельба (пистолет, пулемёт, пушка), звуки движущейся техники (танк, самолёт), марширующая пехота, атака.

 

       Почти все дети с интересом принимают этот материал, реагируют на предъявленные шумы, воспринимаемые  с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Но большинство затруднялись в предъявлении  предмета или картинки с изображаемым явлением. Дети с III  степенью тугоухости хорошо воспринимают тиканье часов, пылесос, телефон, переливание воды, звуки насекомых, у дошкольников, имеющих  IV степень тугоухости, глухоту, эти показатели были значительно хуже.

     Во время  работы над восприятием звучаний, связанных с эмоциональными и физиологическими состояниями  дети лишь в отдельных случаях смогли узнать данные шумы. Воспроизведение шумов самими детьми сопровождалось  определёнными трудностями. Дети не могли рассмеяться и чихнуть, зато кашлять и плакать получалось хорошо. Создание непринужденной атмосферы, наличие видеоматериалов по теме позволяет приблизить восприятие таких шумов к норме. Дети учились воспринимать смех, плач, и т д  с нескольких  источников, успешно  распознавали шумы, воспроизводили  уже самостоятельно.

    Следующий момент состоит в  предъявлении шумов города. В изолированном варианте дети познакомились с шумами транспорта, но в общей гамме городского шума затрудняются  выделить те или иные звучания, особенно восприятие шума проезжающих машин, автобусов, мотоциклов. Шумы предъявляются в аудиозаписи, презентации, видеосюжеты для восприятия и прослушивания с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.

    На фронтальных занятиях я знакомлю детей с  шумами природы. Почти все дети (IV степень тугоухости, глухота) не владеют навыками восприятия данных шумов. При усилении звучания воспринимают и опознают  дождь, завывание ветра, шум воды. При восприятии общей гаммы звучаний, например- «Прогулка в лесу»,- выделяют звучания пения птиц, шум проезжающего вдалеке транспорта (поезд),затрудняются в опознавании звука дождя и ручья.

    Как показали наблюдения, навыки восприятия у детей с нарушением слуха шумов военной тематики недостаточно сформированы. В домашних условиях дети смотрят телепередачи, среди которых бывают фильмы военного содержания, однако при предъявлении  шумов этой категории дети испытали ряд трудностей. В процессе обучения  дети распознавали шум стрельбы, производили игровые действия.

     В работе по закреплению навыков восприятия шумов принимают активную позицию воспитатели и родители воспитанников, которые во время прогулок обращают внимание детей на проезжающие мимо автомобили, скрип снега и т д.  Регулярно проводятся консультации с родителями, в которых поясняется на какие неречевые звучания следует обратить внимание детей, когда они находятся дома.

    Во внеурочное время также обращается внимание на голоса животных и птиц. На фронтальных и индивидуальных занятиях ведётся работа по обучению восприятия  голосов и расширения базы воспринимаемых звучаний. Однако, обучению предшествовала проверка имеющихся  навыков восприятия голосов птиц, животных с помощью звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования. Все поступившие дети не распознавали голоса птиц, животных (даже  голосов собаки и кошки). Это, видимо происходит потому, что слухопротезировали поступивших детей  накануне поступления в дошкольное учреждение. По опросу родителей, дети, которым  чуть раньше были приобретены слуховые аппараты долгое время отказывались  их носить. 

      В процессе обучения дети учились воспринимать и различать голоса домашних животных и птиц с аудиозаписи, звукоподражания. Следует отметить, что показатели восприятия голосов с аудиозаписи были заметно ниже, чем при звукоподражании.

      Обучение восприятию звукоподражаний голосам животных и птиц проводилось в форме игр: «Кто там?», «Кто я?», Кто пришёл в гости?».  

«Кто я?» - Дети становятся полукругом. Сначала  педагог демонстрирует звукоподражание и спрашивает: «Кто я?». Дети отвечают  или находят соответствующую табличку название животного или птицы. Потом ведущим может быть ребёнок.

 «Кто там?» - один из участников прячется за ширму (дом). Дети спрашивают: «Кто там?», участник за ширмой воспроизводит звукоподражание, остальные воспринимают звукоподражание, определяют и называют.

«Кто пришёл в гости?» - Педагог за  воспроизводит звукоподражание  дети воспринимают, определяют, находят заданное и  выставляют игрушку на стол.

     При обучении восприятию голосов птиц расширяется  материал за счёт знакомства с  голосами ранее незнакомых им птиц - соловья, чайки, воробья, совы. Материал по данной теме предъявляется в виде видеосюжетов, аудиозаписей, презентаций, звукоподражаний.

    Фронтальные занятия в кабинете сурдопедагога  включали в себя и восприятие голоса: женского, мужского и детского. Звучания предъявлялись на аудиозаписи. «Изучаем английский язык» Детям было предложено определить, кто говорит: мужчина(дядя), женщина (тётя) или ребёнок. Также в работе были использованы аудиозаписи песен в исполнении мужчины, женщины и ребёнка. Дети воспринимают и успешно определяют, кто говорит или поёт.  

      Развитие слухового восприятия  звучаний игрушек и музыкальных инструментов включает в себя следующие направления:

- узнавание звучания игрушек и музыкальных инструментов;

- различение на слух звучания:  музыки и пения, , оркестрового, хорового, сольного исполнения; музыкальных ритмов (вальс, марш, полька), долготу, слитность, темп, громкость, высоту, ритм звучаний;

- определение количества звучаний, направления звука.

     При обучении восприятию звучаний музыкальных игрушек и инструментов также была проведена проверка навыков восприятия и  узнавания звучания.   Дети при поступлении в дошкольное учреждение  в большинстве затруднялись в  восприятии барабана и дудки, а на звучание металлофона и шарманки вообще не давали реакцию. Оптимальной формой проведения  таких занятий была игра «Что звучит?».

Далее дети с удовольствием играют на музыкальных игрушках, соблюдая ритм звучания. На занятии это игра «Оркестр», где воспитанники не только закрепляют умение воспроизводить звучание, но и развивают внимание, пристально следят за дирижером.

      Следующим этапом было обучение восприятию звучаний отдельных музыкальных инструментов ранее детям не известных – баяна, скрипки, трубы, гитары, балалайки, арфы. Сначала предлагается для восприятия акустически резко противопоставленные музыкальные инструменты: труба и скрипка;  труба, скрипка и

гитара; затем баян, труба, скрипка и гитара. В дальнейшем задача усложняется  - дети приступают к тренировке восприятия только струнных инструментов: гитара и балалайка, скрипка и арфа, При обучении широко используются  презентации и видеосюжеты с изолированной демонстрацией игры на отдельно взятом музыкальном инструменте. Дети с удовольствием дополняют своё восприятие звучаний имитацией игры на заданном инструменте. Затем дошкольники знакомятся со звучанием оркестра, учатся  воспринимать и отличать звучание оркестра от солирующего  инструмента. При этом педагог учит детей узнавать звучание отдельных инструментов в оркестре. Приобретённые навыки закрепляются на музыкальных занятиях.

    На фронтальных занятиях дети также овладевают навыками различения музыкальных ритмов – вальс, марш, полька. Так же я усложняю материал восприятием знакомых  детям песен про осень, зиму, весну, маму , а также знакомых танцев, исполняемые детьми: цыганочка, твист и т д. Дети воспринимают знакомый музыкальный ритм, соотносят с изображением или табличкой названием заданной песни.

 

   Для эффективной работы по развитию слухового восприятия необходимы условия:

-         наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования;

-         развитие слухового восприятия осуществлять в ходе  образовательно-коррекционной работы;

-         наличие богатой материальной базы (разнообразные музыкальные игрушки, ширма, аудиозаписи, техника);

       - тесная взаимосвязь сурдопедагога, музыкального работника, воспитателей и родителей.    

 

     База  звукового  материала, предъявляемая детям,  формируется несколькими путями:

 -записывается на диктофон и оформляется в виде звуковых файлов;

- подборка материала с аудиозаписи музыкальных композиций;

- адаптация презентаций  с Интернета для восприятия детьми, имеющих нарушения слуха;

- подборка видеосюжетов по   темам.

     Приобретённые детьми навыки обязательно должны закрепляться. Следовательно, систематическая работа на занятиях по развитию слухового восприятия с детьми, имеющих нарушения слуха позволяет им вполне успешно овладевать навыками восприятия неречевых звучаний, что даёт возможность лучше ориентироваться в окружающем мире.

Таблица 1.

 

                    Обучение восприятию неречевых звучаний

 

 

Обучение и восприятие музыки

Обучение и восприятие

шумов

Обучение и восприятие

голосов природы

 

Предъявляемые

звучания

Наличие навыка до / после

Предъявляемые звучания

Наличие навыка

до   / после

Предъявляемые звучания

Наличие навыка

до    /после

 

Музыкальные игрушки:

 

Барабан

Бубен

Дудка

Гармоника

Металлофон

Шарманка

Ксилофон

 

 

Бытовые шумы:

 

Стук

Пылесос

Телефонный звонок

Будильник

Скрип

Насекомые

Переливание воды

 

 

Звукоподражания:

 

Собака

Кошка

Корова

Коза

Свинья

Лошадь

Мышка

Баран (овца)

Петух

Курица

Утка

 Гусь

Индюк

Кукушка

Ворона

Чайка

Воробей

Сова

Лягушка

 Змея

Ёжик

 Волк

 

 

Музыкальные инструменты:

 

Баян

Труба

Скрипка

Балалайка

Гитара

Арфа

Фортепиано

 

 

 

 

 

Физиологические шумы:

 

Смех

Плач

Чихание

Кашель

 

 

Шумы города:

 

Автомобиль

Мотоцикл

Грузовик

Поезд

Самолёт

Сирена

Тормоза

 

 

Вокальная музыка:

 

Соло

Хор

Песня

Частушка

Танец.

 

 

 

Аудиозапись:

 

Голоса животных

 

 

Голоса птиц

 

 

Голоса людей

 

 

 

Явления природы:

 

Раскаты грома

Сильный ветер

Дождь

Ручей

 

 

 

Оркестры:

 

Народных инструментов

 

Симфонический

 

Инструментальный

ансамбль

 

 

Военная тематика:

 

Движение танков

Марш пехоты

Стрельба

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ильинична (17.11.2011)
Просмотров: 5332 | Комментарии: 54 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 111 2 »
11 Walterexomi  
0
https://www.longisland.com/profile/1xbetincom

10 Walterexomi  
0
https://conifer.rhizome.org/1xbetincom

9 avenue17  
0
Первая это чтото

8 Neculiti Ivan  
0
Completely I share your opinion. Idea good, I support.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Nekultsy Ivan hosting search

7 Nekultsy Ivan  
0
I consider, that you are mistaken. I can prove it. Write to me in PM, we will discuss.


_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Nekultsy Ivan glibc github

6 avenue17  
0
Жаль, что сейчас не могу высказаться - вынужден уйти. Освобожусь - обязательно выскажу своё мнение по этому вопросу.

5 покердом официальный вход  
0
Так не пойдет.

4 avenue18  
0
а я заберу палюбому спс

3 avenue17  
0
Замечательно, это забавная информация

2 DavidRom  
0
Это мне не подходит. Кто еще, что может подсказать?

1-10 11-11
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz