Мой cурдокабинет
Среда, 15.05.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 66
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль речи в овладении нормами поведения и формирования нравственных представлений.

 

 

  

Влияние снижения слуха на социаль­ное и познавательное развитие детей обуславливает  специальное коррекционное обучение, которое   строится с учетом особен­ностей психического и слухо-речевого развития детей с недостатками слуха, Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрос­лыми.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха процесс речевого развития детей предполагает овла­дение языком в разных условиях и при использовании раз­нообразных форм организации деятельности детей. Содер­жание работы  определено та­ким образом, что их жизнедеятельность детей   тесно переплетена и с задачами формирования речи.

Первоначально практическое овладение бытовыми пред­метами и действиями в процессе выполнения различных ре­жимных моментов (умывания, одевания, приёма пищи и др.) предполагает и усвоение значений соответствующих слов и выражений. Такое ситуативное усвоение позволяет ребенку понимать и пользоваться ими в повторяющихся ти­пичных режимных моментах и процедурах. Однако при этом речевой материал не является предметом изучения и специ­альной отработки. Многократное использование речевого материала способствует его запоминанию и практическому усвоению на ситуативном уровне в узком, конкретном зна­чении.

    Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребёнка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, раз­витие движений. В процессе целенаправленного формиро­вания этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым для обозначения предметов и дей­ствий, характерных для определенной деятельности, напри­мер, игровой или трудовой.

    Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для об­щения детей между собой и со взрослыми в процессе дея­тельности. Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что по­зволяет формировать представления и знания о разных сто­ронах действительности. Ознакомление с окружающим про­исходит в тесной связи с речевым развитием детей: они уз­нают слова и фразы, нужные для обозначения свойств, качеств, особенностей применения разнообразных предме­тов, условий жизни животных и человека.

     Использование тематического принципа в ознакомлении с окружающим позволяет в дальнейшем активизировать и систематизиро­вать этот материал на занятиях по развитию речи при зна­комстве с соответствующими темами.

  Важнейшим условием  развития детей с нарушенным слухом является организация спе­циальных занятий, где целе­направленное планирование и систематическое проведение позволяет обеспечить ряд задач:

закрепить, систематизировать тот речевой материал, который сообщался детям в разных условиях (в быту, в
играх, труде, рисовании, ознакомлении с окружающим
миром и др.);

 

обогащать словарь детей новыми словами и выражения­
ми, проводить целенаправленную работу над их значе­ниями;

 

формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие,

говорение и дактилирование, глобаль­ное и аналитическое чтение, письмо,);

развивать связную речь детей, прежде всего разговор­ную, а также описательно-повествовательную.

При формировании нравственных представлений или норм поведения используются разные ме­тоды. К ним можно отнести:

подражание речи взрослого,

выполнение речевых действий по образцу,

дидактические игры и упражнения,

использование естественных ситуаций,

преднамеренное создание ситуаций,

специальные речевые упражнения,

драматизацию сюжетов,

работу с книгой и др.


1 год обучения.

 

Работа над словом в связи с  уточнением представлений и формированием культурно-гигиенических  понятий

   Иметь представление о себе (находить свою фотографию, знать свое имя,. уметь его самостоятельно воспроизводить); прочитав названия по табличке, уметь показать части тела (руки, ноги, голова), лица (нос, лоб), головы (уши) и др.; знать людей, окружающих ребенка, това­рищей по группе (имена), педагога, воспитателя» няню (только их имена в сочетании со словом «тетя»), родных: маму, папу, сестру, брата (только имена без слов «се­стра», «брат»); находить по именам соответствующую фотографию.

      Различать по табличкам названия помещений: груп­повая, спальня, туалет; частей комнаты: пол, потолок, ок­но, дверь; предметов обстановки: стол, стул, шкаф, бу­фет; различать игрушки: мяч, авто, кукла, мишка, юла, шар; знать посуду: чашка, ложка, тарелка; различать одежду: лифчик, рубашка, платье, штаны, кофта, бант, ботинки, шапка, пальто; знать пищу (дети должны раз­личать не менее 5—6 названий блюд): хлеб, суп, каша, молоко, чай, компот; различать по внешнему виду, за­паху, вкусу овощи (морковь, капуста, лук), фрукты (яблоко, груша); различать животных: кошку, собаку; различать цвета: зеленый, красный; действия: идти — иди, встать — встань, сесть — сядь, бежать — беги, по­казать— покажи, дать — дай, взять — возьми, рисо­вать— рисуй, лепить —лепи; дети должны уметь с по­мощью воспитателя определять погоду, выбирая из двух предложенных табличек нужную: дождь, снег, сол­нышко.

 

2 год обучения.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков, трудолюбия, самостоятельности

    Полученные на первом году воспитания элементар­ные навыки закреплять в процессе повседневной жизни ребенка. К концу года дети должны усвоить навыки по­ведения и соответствующие слова во время проведения различных режимных моментов:

    Сидеть спокойно за столом, не отвлекаться, не мешать другим; есть самостоятельно, не спеша, хо­рошо пережевывая пищу, аккуратно; держать чашку и пить из нее; держать правильно ложку правой ру­кой; самостоятельно вытирать рот салфеткой, доста­вать ее и класть на место; полоскать рот после еды, горло на ночь; выходя из-за стола, благода­рить.

(Встань, иди, сядь, ешь, пей, вытри губы салфеткой, дай, на, спасибо, задвинь стул, хлеб, суп, молоко, ком­пот, каша и другие названия блюд до 30.)

   Самостоятельно снимать белье, платье, обувь в оп­ределенной последовательности, ставить обувь на ме­сто, надевать белье, платье, обувь с помощью взрослых, помогать друг другу застегивать пуговицы; замечать непорядок в одежде своей и товарища (спущенный чу­лок, оторванную пуговицу) (надень, сними, пальто, пла­ток, туфли и еще 3—4 других названия своей одежды, развяжи, завяжи).

    Мыть лицо и руки, не обливаясь, самостоятельно засучивать рукава; самостоятельно вытирать лицо и руки своим полотенцем (к концу II квартала). Содер­жать руки и лицо в порядке, следить за опрятностью в одежде. Замечать грязное лицо и руки у товарищей (засучи рукава, мой*, вытри, чистый, грязный, сам, са­ма, можно в туалет?).

   Дети должны помогать воспитательнице выносить игрушки на прогулку и убирать их, не сорить «а уча­стке, вытирать ноги при входе в помещение (идите гу­лять, возьми игрушки, идите домой (с тетей в группу),

Сам(а), помоги, холодно, тепло, молодец).

  Дети должны спокойно сидеть на занятиях, соблюдать правильную осанку, внимательно смотреть, сосредоточиваясь. Следить за ответом товарища.

 

3  год обучения.

Воспитание  трудолюбия,  самостоятельности, культурно-гигиенических навыков,  вежливости

   Дети должны приветливо здороваться со взрослыми и с другими детьми, прощаться; не вмешиваться в раз­говор старших, не перебивать говорящего, вежливо. вы­ражать просьбу, поблагодарить после еды за оказанную услугу; входя в помещение, вытирать ноги, зимой об­метать с обуви снег; пользоваться носовым платком; при кашле, чихании закрывать рот, отворачиваться в сторону; знать, где и в каком порядке хранятся игруш­ки, строительный материал; не сорить.

Под наблюдением воспитателя дети должны уметь поддерживать порядок в групповой комнате и на уча­стке, принимать участие в их уборке: стирать влажной тряпкой пыль, ставить на место стулья, мыть игрушки, приводить в порядок стол после занятий.

Дети дежурят: расставляют тарелки, раскладывают ложки, 'вилки, приносят и убирают пособия и материа­лы, поливают комнатные растения, кормят животных в уголке живой природы и ухаживают за ними. На уча­стке зимой и осенью вместе с воспитателем убирают снег, листья.

Слова и словосочетания. Ешь аккуратно! Жуй не спе­ша. Бери понемногу. Полощи рот. Зашнуруй ботинки. Порядок. Беспорядок. Отряхни пальто. Вытри ноги. Отвернись. Убери на место. Дежурный(ая), расставь тарелки, разложи вилки, ложки. Полей цветы. Накор­ми кролика. Собери листья.


4       год обучения.

Воспитание самостоятельности, вежливости, культурно-гигиенических  навыков

  Дети должны вежливо и без напоминания здоро­ваться и прощаться со всеми взрослыми; разговаривая, смотреть в лицо говорящему; выслушивать взрослого внимательно, благодарить после еды и за оказанную услугу; приветливо разговаривать друг с другом; не вмешиваться в разговор взрослых, не перебивать их; заботиться о маленьких; проявлять к ним сочувствие (оказать помощь при одевании и раздевании, занять игрушкой, поиграть); выполнять просьбу взрослого охотно, без напоминания.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети поддержи­вали чистоту и порядок костюма, прически; умели уст­ранять непорядок сами или, если им это не под силу, просить взрослых помочь; пользовались носовым плат­ком; входя в помещение, вытирали ноги, а зимой смета­ли снег.

Все дети должны научиться стирать пыль с игру­шек, пособий, строительного материала, мыть игрушки, стирать и гладить ку­кольное белье, пришивать пуговицы к кукольной одеж­де, участвовать в уборке групповой комнаты.

Слова и словосочетания: пожалуйста, извини(те), приведи в порядок (себя, уголок), поставь, положи (на место) игрушки, стирай, гладь.

 

 5       год обучения.

 Воспитание  трудолюбия, самостоятельности, культурно-гигиенических навыков

   На основе усвоения культурно-гигиенических навы­ков дети должны уметь словами связно рассказывать о проделанной работе в связи с выполнением режима.

 

 

Литература.

 Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студ. –М., «ВЛАДОС», 2004.-344с.

 «Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» под ред. Б.Д. Корсункой -М., 1964.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ильинична (19.11.2011)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz